Что делать с уличными находками: моя первая коллекция

Все мы знаем, как любят дети тащить домой все, что ни попадется им на улице: камешки, шишки, палки, листики, цветочки. И не объяснишь, что пока дойдешь до дома, этот симпатичный цветочек рассыпется в жалкую вялую труху. Но если вещи нельзя изменить, надо их использовать. Разбираемся, как превратить бесконечный и, на первый взгляд, бесполезный уличный хлам в драгоценную коллекцию и источник знаний об окружающем мире.
Про безопасность и гигиену

Это отступление здесь нужно для того, чтобы дальнейший текст не читался как призыв поднимать с земли грязный мусор и тащить его домой. Напротив, коллекционирование уличных находок — это еще один повод объяснить разницу между условно полезными и бесполезными и даже вредными предметами. К последним можно отнести, к примеру, крышки от пивных бутылок, острые осколки стекла, а уж тем более шприцы, крышки от консервных банок или окурки от сигарет.

Для многих родителей будет очевидным совет брать с собой на прогулку антисептик для рук и влажные салфетки. Кроме того, не лишним будет пакетик для находок, а если относиться к делу со всей серьезностью, то пригодится и и пара перчаток — для того чтобы не повредить «образцы» и вместе с тем не испачкаться.

Творческий процесс

Не все находки нужно тащить домой. Всячески поощряйте тягу к спонтанному детскому творчеству. Предлагайте ребёнку использовать для творчества те ресурсы, которые он согласен не нести домой: собирать картины из листиков и веточек, строить домики, замки и заборчики на земле и на песке из палочек и камушков. Кстати, это отличный лайфхак, чтобы не везти с моря целый пакет ракушек — достаточно украсить ими песочный замок.

Серьезное отношение

Если вашему ребёнку кажется, что вот эта вот шишка, которая прямо сейчас перед ним — это единственная в своем роде шишка и подобной ему никогда не встретится, возьмите шишку, заберите её домой, заведите ящик для шишки, отнеситесь к шишкам со всей серьезностью! Исключительно важным для ребёнка вещам уделите исключительное внимание.
Коллекционирование как первое хобби

Наконец, если малышу нравится находить на улице разные мелкие предметы вроде монеток и винтиков, предложите коллекционировать вещи, которые его наиболее занимают. Это научит его, например, оценивать свои находки: например, какие из них ценнее и почему — потому что целее, необычнее или таких еще даже нет в коллекции. И даст ребёнку серьезное взрослое увлечение с потенциальной пользой на всю жизнь.
Интересный факт: великий ученый Чарльз Дарвин в детстве и в школьные годы не отличался особыми успехами и заслугами. Даже наоборот: у него не было любимых предметов, он не был прилежным учеником, а его родители и учителя в конце концов махнули на него рукой. Но что действительно увлекало его, так это коллекционирование всевозможных предметов: монеты, растения, минералы, ракушки.

Поступив в Эдинбургский университет на врача, Дарвин по-прежнему не проявлял интереса к учебе, но зато увлекся таксидермией (изготовлением чучел) и экспедициями. Его детское увлечение коллекционированием переросло во вполне серьезное взрослое занятие: молодой ученый исследовал чучела из богатой экспозиции университетского музея и активно участвовал в её пополнении. Возможно, это было одним из важнейших шагов на пути к формированию теории эволюции, осознанию механизмов происхождения видов и естественного отбора.
Где хранить коллекцию

Самый простой вариант для начала — завести коробку для находок. Это может быть обыкновенная картонная коробка, которую вы можете вместе украсить аппликациями, наклейками, пуговицами, бусинками, жемчужинами, сухими листьями — всё, что придет в голову или попадется под руку.

Если коллекция красивая и заслуживает внимания, то может быть, даже стоит выделить под неё целую полочку. Но в таком случае нужно будет следить, чтобы коллекция не запылилась и периодически вытирать её — к этой ответственности можно приучить ребёнка.

Описание коллекции

Перед тем, как положить предмет в коробку, обязательно надо его описать, можно даже записать его характеристики в специальную тетрадку. Какой это предмет? Плоский или объемный? Короткий или длинный? Узкий или широкий? Деревянный или железный? Для чего он может быть нужен? На что еще в окружающем мире он похож?

Польза от такого обсуждения, в котором и развивается речь, и тренируется геометрия, перевесит любое родительское раздражение от появления в доме ненужного мусора.жно её использовать — творю.
Станция Сортировочная

Если дети приносят домой одни и те же предметы — не беда! Шишки или камешки можно нумеровать, чтобы с их помощью изучать цифры. Можно сортировать их по размеру и таким образом учить разницу между большим и маленьким, высоким и низким.

Можно ввести правило: предмет должен остаться в коллекции, только если у него есть некое исключительное качество, если он чем-то отделяется от всех остальных. Пусть ребёнок постарается сам описать, чем его находка уникальна. Подержите предмет в руке, изучите его со всех сторон, опишите, нарисуйте — чем серьезнее вы к нему отнесетесь, тем больше от этого изучения будет пользы.

Творческая лаборатория

Еще одна несомненная польза от уличных находок — это то, что все их можно использовать во благо искусства. Идеи для детского творчества:

  • шишки можно раскрашивать и превращать в елочные игрушки, приклеивать им палочки-ножки из зубочисток и построить домашнюю ферму;
  • из каштанов можно делать ожерелья;
  • на камнях можно рисовать картины;
  • из ракушек также можно делать браслеты и ожерелья или обклеивать ими рамочки для картин и фотографий;
  • листья растений можно раскрашивать, обводить на бумаге и наклеивать для коллажа;
  • даже из цветочных лепестков можно сделать удивительные картины и аппликации.

Поощряйте такое творчество, ведь помимо явной пользы для мелкой моторики оно позволит выстроить в голове у ребёнка в голове прочную цепочку: вижу вещь — думаю, как можно её использовать — творю.
Таким образом, не так уж и вредно детское стремление притащить домой всё, что помещается в карман курточки и отправляется с вами домой после прогулок — блестящее, матовое, круглое, квадратное, растущее на деревьях и лежащее на земле. Все эти драгоценности, порой невзрачные и несимпатичные, потом становятся вещественными напоминаниями о счастливом и веселом детстве.

А коллекционирование камушков может перерасти во взрослом возрасте, например, в увлечение геологией. В любом случае, это возможность приобрести много полезных знаний и навыков, связанных с исследованием окружающего мира.

Кстати о прогулках — здесь вы можете узнать, чем заняться с ребёнком в поездке и на природе.


Блог Понятно.ру — Ксения Марсова
Поделиться статьей в своих социальных сетях