К школе готовы: что должен знать будущий первоклассник

Первый класс — волнительное время не только для новоиспечённого ученика, но и для его родителей. Все хотят видеть своего ребёнка счастливым и успешным. А вот перспектива, что малышу будет в школе тяжело, пугает. Чтобы помочь ребёнку привыкнуть к школе, родители стараются научить его всему заранее. На самом деле знать всё на свете еще до поступления в школу совсем не обязательно.
О том, что должен уметь будущий первоклассник и как подготовить его к школе, рассказывает Ирина Степанова, руководитель учебно-методического отдела школы «Понятно.Ру».
«Ребёнок ничего не должен»
Первое, что надо понимать родителям: ребёнок ничего не должен. Особенно школе. Если речь идёт о подготовке, то хорошо бы, чтобы у ребёнка были элементарные представления об основных дисциплинах. Но даже если он отправится в первый класс без них, то это не страшно: он научится всему там. Для этого и нужна школа.
Что касается общих навыков, которые нужно освоить к моменту поступления в школу, то у дошкольного образования есть свой собственный стандарт. В нём навыки будущего школьника описаны весьма общими словами: быть любознательным, иметь представление об окружающем мире.
«Школы не имеют права предъявлять какие-то требования к детям»
По закону школы не могут проводить тестирования в первый класс. Пойти в первый класс может любой рёбенок в возрасте от 6,5 до 8 лет. Но некоторые школы всё-таки проводят вводные испытания. В основном это лицеи и гимназии, которые изначально стремятся набирать в классы только сильных и подготовленных учеников. Но такая позиция школы – это тревожный звоночек для родителей. Учебные заведения в погоне за высокими рейтингами порой требуют от детей слишком много, и не каждый способен выдержать растущее давление. Комфорт и психологическое спокойствие ребёнка важнее рейтингов и оценок, поэтому, возможно, стоит обратить внимание на другие школы.
Большинство же школ особых требований не предъявляют, проверяя только общий уровень подготовки и развития ребенка. Обычно такие тестирования проводятся в формате беседы с будущим учителем и состоят из простых вопросов и заданий. Задача такого «собеседования» – познакомиться с ребёнком, создать представление о будущем ученике.
«Главный фактор готовности к школе — это то, что ребёнок хочет туда идти»
Как родителям понять, что ребёнок уже готов к школе?
Он хочет учиться и готов примерить на себя роль ученика. При отсутствии такой мотивации всё остальное уже не имеет значения.
Он готов физически. Ему предстоит по 40 минут сидеть на уроке. Если он не в состоянии спокойно сидеть в одном положении столько времени, то не сможет и сконцентрироваться на рассказе учителя или выполнить полученное задание.
Он готов социально — умеет взаимодействовать с посторонним взрослым, со сверстниками. Сложно представить жизнь в школе, если ребёнок этими навыками не обладает.
«Если ребёнок не хочет, лучше оставить его в покое»
Простой вопрос: кто будет успешнее — ребёнок, который легко действует с числами до 10 или который считает до 1000? На первый взгляд кажется, что второй. Но это не обязательно так.
В навыках счёта важно не умение называть числа, а понимание состава этих чисел, базовые представления о том, как они получаются, из чего состоят, что обозначают. Если ребёнок хорошо ориентируется в составе числа, он будет схватывать более общие вещи быстрее, чем тот, кто просто умеет перечислять числа.
То же самое и с чтением. Хорошо, если ребёнок знает и понимает буквы, умеет их читать. Но обучение этому должно проходить максимально мягко и экологично. Если малышу самому интересно и приятно учиться читать и этот процесс не сопровождается слезами и огорчением, то в школе этот навык будет помогать. Он быстрее станет самостоятельным, сможет читать и выполнять задания и двигаться по программе в ускоренном темпе.
Но если чтение будет сопряжено со скандалами, усаживанием ребенка и заучиванием букв, есть риск развития отвращения к самому процессу. В дальнейшем это может вылиться в нелюбовь к чтению и отказ от литературы вообще. Поэтому если до первого класса дошкольник учиться читать не хочет, лучше оставить его в покое и дать время подрасти. Он легко обретёт этот навык в школе.
«Такие навыки в процессе дошкольного роста формируются сами»
Куда более важен для будущего школьника навык социального взаимодействия. Умение обратиться за помощью к взрослому, правильно вести себя в классе и в коллективе, быть вежливым и самостоятельным.
Как правило, к 7 годам у детей, которые посещают детский сад, эти навыки формируются естественным образом. Они постоянно находятся в условиях, где необходимо общаться со взрослыми, находить общий язык со сверстниками, самостоятельно одеваться, складывать на место игрушки.
Если ребенок не ходит в детский сад, а всё время проводит с мамой и бабушкой, ему необходимо расширять социальные связи. И, конечно, здесь всё зависит от родителей. Можно ходить в кружки, знакомиться с другими детьми на площадке, инициировать общение со взрослыми, которые приходят в гости, общаться с детьми друзей.
«Сложно выстроить систему самостоятельно»
Если ребёнок все-таки хочет и готов начинать учиться ещё до похода в первый класс, то никаких запретов здесь нет. В детском саду за год до школы воспитатели уже начинают знакомить детей с основами счёта и чтения.
Малышам, которые в детский сад не ходят, рассказывают об этом сами родители. Но выстроить систему обучения самостоятельно довольно сложно. А если научить неправильно, то переучивать потом будет сложнее. Поэтому лучше выбирать уже готовый продукт. Например, можно записать ребенка на подготовительные занятия или учиться онлайн. Причем онлайн-занятия могут проходить не только в режиме реального времени с педагогом — родители могут заниматься с ребенком сами, пользуясь, например, видеоуроками и готовыми материалами.
Какой вариант выбрать — решать родителям. Можно попробовать пройти по одному пробному занятию в каждом формате и посмотреть, как больше нравится заниматься ребёнку и в каком случае он лучше воспринимает информацию.
«Готовы к школе должны быть родители»
Готовность родителя к школе не менее важна, чем готовность ребёнка. К сожалению, не у каждого опыт школьной жизни был удачный. И если родитель испытывает страх перед школой, то ребёнок тоже его чувствует и перенимает.
Чтобы этого не произошло, взрослым тоже придется поработать над своими ощущениями. В первую очередь надо заглянуть внутрь себя, понять, чего мы ждём от школы.
При этом не давайте заоблачных обещаний, в духе «в школе очень интересно, ты там найдешь кучу друзей». Но и не пугайте особыми трудностями. Обсуждайте всё на нормальном, взрослом уровне.
Лучше сформулировать следующую позицию: «Нам предстоит всем вместе пройти новый этап. Это очень волнительно. Нормально, что мы с тобой переживаем и ждём этого». Хорошо, когда в семье вспоминают интересные истории из школьной поры.
В общем, нужно формировать положительный образ школы, но не делать это чересчур демонстративно и неправдиво. Мы же все знаем, что школа — это сложно, и не всегда это весёлые посиделки с друзьями.
Чек-лист: Вопросы для самопроверки
Еще до похода в школу у малыша вырабатывается определенный массив знаний об окружающем мире. Владение этими знаниями может сильно упростить жизнь малыша в начальной школе. Мы подготовили чек-лист с базовыми вопросами для самопроверки.
Я и моя семья
• Как тебя зовут? (нужно полностью назвать фамилию, имя и отчество)
• Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
• Где ты живёшь? Страна, город, улица, номер дома и квартиры?
• Как зовут твоих маму и папу? Фамилия, имя и отчество?
• У тебя есть брат или сестра? Как его/её зовут? Сколько ему/ей лет? Кто старше?
• Ты мальчик или девочка?
Природа
• Какие цвета ты знаешь?
• Какая бывает погода?
• Какие растения/ягоды/фрукты/овощи ты знаешь?
• Каких животных ты знаешь? Какие животные дикие? Какие домашние?
• Какие животные хищные, а какие травоядные? Почему их так называют?
• Каких птиц/рыб/насекомых ты знаешь? Чем птицы, рыбы и насекомые отличаются друг от друга?
Время и пространство
• Какие времена года ты знаешь? В каком порядке они идут? Чем они отличаются друг от друга?
• Сколько месяцев ты знаешь? В каком порядке они идут?
• Назови по порядку все дни недели.
• Из чего состоят сутки? (утро, день, вечер и ночь)
Правила безопасности
• Как правильно переходить дорогу? Назвать основные знаки, объяснить знаки светофора и т.д.
• Что делать, если рядом нет светофора?
• Можно ли уходить с незнакомым человеком?
Источник →
Логика и мышление
• Найди отличия на картинках.
• Найди лишний предмет в ряду. Почему он лишний?
• Какие фигуры ты знаешь? Чем они отличаются друг от друга?
• Где верх? Где низ? Где право? Где лево?
• Продолжи рисунок по точкам.
Чтение и речь
• Перескажи услышанный рассказ. Ответь на вопросы про него.
• Составь рассказ по картинкам.
• Что такое вопрос? Восклицание? Утверждение?
Математика
• Какая это цифра?
• Сколько тут предметов? (например, три яблока)
• Сравни эти два предмета: какой выше? какой шире?
Школа — это начало нового этапа в жизни не только малыша, но и всей его семьи. Отношение ребенка к школе и к процессу обучения в целом формируется в самом начале. Задача родителей — создать комфортные для малыша условия, которые сохранят желание учиться и узнавать новое. Готовиться к школе в удобном формате можно в онлайн-школе Понятно.ру: заниматься с педагогами или смотреть интерактивный видеокурс с харизматичными ведущими и красочными иллюстрациями.
Ирина Степанова
Руководитель учебно-методического отдела школы «Понятно.Ру»
Разработчик более 20 программ в сфере дошкольного образования
Педагогический стаж 20 лет
Поделиться статьей в своих социальных сетях