«Главный фактор готовности к школе — это то, что ребёнок хочет туда идти»
Как родителям понять, что ребёнок уже готов к школе?
Он хочет учиться и готов примерить на себя роль ученика. При отсутствии такой мотивации всё остальное уже не имеет значения.
Он готов физически. Ему предстоит по 40 минут сидеть на уроке. Если он не в состоянии спокойно сидеть в одном положении столько времени, то не сможет и сконцентрироваться на рассказе учителя или выполнить полученное задание.
Он готов социально — умеет взаимодействовать с посторонним взрослым, со сверстниками. Сложно представить жизнь в школе, если ребёнок этими навыками не обладает.
«Если ребёнок не хочет, лучше оставить его в покое»
Простой вопрос: кто будет успешнее — ребёнок, который легко действует с числами до 10 или который считает до 1000? На первый взгляд кажется, что второй. Но это не обязательно так.
В навыках счёта важно не умение называть числа, а понимание состава этих чисел, базовые представления о том, как они получаются, из чего состоят, что обозначают. Если ребёнок хорошо ориентируется в составе числа, он будет схватывать более общие вещи быстрее, чем тот, кто просто умеет перечислять числа.
То же самое и с чтением. Хорошо, если ребёнок знает и понимает буквы, умеет их читать. Но обучение этому должно проходить максимально мягко и экологично. Если малышу самому интересно и приятно учиться читать и этот процесс не сопровождается слезами и огорчением, то в школе этот навык будет помогать. Он быстрее станет самостоятельным, сможет читать и выполнять задания и двигаться по программе в ускоренном темпе.
Но если чтение будет сопряжено со скандалами, усаживанием ребенка и заучиванием букв, есть риск развития отвращения к самому процессу. В дальнейшем это может вылиться в нелюбовь к чтению и отказ от литературы вообще. Поэтому если до первого класса дошкольник учиться читать не хочет, лучше оставить его в покое и дать время подрасти. Он легко обретёт этот навык в школе.